Слово «икона» имеет греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет», «рисунок». Икона – лик, изображение лица святой. – Она – личность, кому поклоняемся: как икона Божьей матери – женского пола. К Деве Марии обращаются с просьбой о спасении, хотя, казалось бы, просить об этом можно только Самого Бога. И даже личные местоимения «Она».
Это священный объект почитания для верующих. «Каждый человек - это икона, - пишет Антоний Сурожский, - которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий». А что мы увидим, отреставрировав икону? конечно чистую доску. Реставрация ей во вред, она теряет своё первоначальное назначения, а получает современность. А человек – получает святость с живым Святым Духом, которого мы не видим, и видеть не можем, как бы мы не хотели. Как можно увидеть и изобразить любовь, которая есть: «Бог есть любовь» - /1Иоан.4.20/. И как любовь может быть иконой.
«Пришёл как-то в Троице-Сергиеву Лавру человек с деревянным крестом. Он пронёс его на плечах своих через всю Россию из Владивостока. Шёл и в стужу, и в зной, много месяцев длился путь его. Рассказал о своём подвиге старцам Лавры. Старцы спросили: «А где же семья твоя?». Человек ответил: «С семьёй у меня не очень ладится. Жена и дети отдельно живут». На это старцы сказали: «Значит, жизненного креста ты не понёс, зато принёс деревянный крест». Семья есть крест, ибо любовь через крест испытывается. Не несёшь жизненного креста — не имеешь любви испытанной.
«У кого-то крест на теле.
У кого-то в сердце крест.
Кто христианин на деле?
Жаждет кто, - достичь, Эверест?
Поверю в черта, бога
Верю я, зато в добро.
Ну, моя дорога –
В рай иль в адское жерло – ведро.
Создал я себе кумира
Красота – вот идол мой.
Ждите ж возрождение мира
Ну а я пойду домой.
Заклеймят меня позором.
Закуют в чугун оков –
В келье выращу гумном
Чудо розу без шипов.
Так казните меня лютой казнью
Счастье я найду в беде.
Скоро будет лукавый проказник
Жечь меня в сковороде» - /Д.Марченко/.
«Ильич». Вот что такое был Ильич в нашей жизни – бедные дети готовы были любого Владимира с визгом принять за Ильича, икону принять. Семьдесят лет мы смотрели на мёртвого, как на живого. Не происходит ли подобное в православии?»
Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.
А вот христиане считают, что первая икона была дана нам самим Иисусом. Таким образом, согласно библейской легенде, Спаситель после Тайной вечери, умывшись, вытерся полотенцем и на нем отразился его лик. Так возникла икона «Спас Нерукотворный». Однако ни один историк не подтверждает данное событие. И крайне интересно следующее: если был первый портрет Иисуса Христа, то все другие должны были бы, по логике, на него быть похожи. Но изображение одного и того же святого на разных иконах разное. То есть, однозначно утверждать, каким был Иисус, да и все остальные святые — невозможно. К тому же, искажать лицо святого — разве не кощунство? «Вот видите, - пишет Яков Дамкани, даже Божественную истину нетрудно исказить, привнеся в неё человеческие идеи, которых изначально не было, а потом приписав им божественный авторитет».
«Сегодня люди идолопоклонники, потому что они поклоняются иконам. Некоторые поклоняются кинозвёздам как идолам. Некоторые как идолам поклоняются деньгам. А некоторые поклоняются звёздам телевидения как идолам. Но всё, что у вас заслоняет Бога, это идол, чем бы это, ни было. Даже в отношении сатаны, нашего сильного противника, он настолько ловкий, что, бывает, он даже ставит церковь выше Бога. У вас может быть замечательная церковь. У неё может быть замечательное здание, или может являться большой деноминацией. И, опять же, она может представлять собой отличное собрание, но у вас в сердце ничто не может заслонять Бога. Что угодно, и притом, заслоняющее Бога, это идол»- /Уилльяма Бранхама «Будьте уверены в Боге»/.
«И мало кто заметил, что это идол икона, чья кажущаяся неодушевлённость и неподвижность таит страшную силу, а за внешней молчаливостью скрывается гнев, и величайшая загадка» - /И.Вакар/.
Идолы – как иконы те же марионетки кукольного театра. Люди их смастерили, люди их и водят, люди на них и дивятся. Вроде как живые! Люди наделяют их своими страстями, чувствами. Вся Библия, по сути, повествует о том, как Господь отучает народ от поклонения своему собственному искусству, своему собственному заблуждению. В некотором смысле, борьба с идолопоклонством, разворачивающаяся на страницах Библии, это борьба Самого Бога с театром!
Но этого так и не удалось добиться! Израиль постоянно, с отменным упорством отвращался от Бога и вновь поклонялся идолам. Терафимы - искусно вырезанные фигурки - имели просто магическую силу. Значит, есть в этих фигурках нечто настолько сильное, что способно соперничать с Самим Богом?
Какая же это сила в идолах-иконам? Тут не надо особенно обольщаться. Патриотическая литература говорит, что люди стали поклоняться идолам, отвратившись от истинного Бога, все глубже и глубже погружаясь, словно в мутную воду, в собственные грехи. Так что эта сила - человеческие пороки. Да, огромная сила. Но никак нельзя ее назвать плодотворной силой. Так что театр идолов - это то, что потакает человеческим страстям, упивается, ими, обожествляет их, и все глубже утягивает на дно, где все меньше света.
«Где Бог повелевает поклоняться Себе посредством изображения или статуи? «Кто требует (этого) от вас?» - /Ис.1.12/. Католики, как и дьявол, не могут сказать: «Scriptum est - «Написано». Какой язычник настолько глуп, чтобы думать, что золото или серебро, фигура вола или слона являются Богом? Это эмблемы и иероглифы, лишь представляющие Его. Они поклоняются невидимому Богу посредством видимых вещей. Поклонение Богу через изображение Бог воспринимает, как поклонение самому изображению. «Но, - говорят католики, - изображения – это книги мирян, которые помогают им помнить о Боге». Один из Католических соборов утвердил, что через изображения люди могут узнать больше, чем с помощью длительного изучения Писаний. «Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя?» - /Авв.2.18/. Разве он может быть книгой мирянина? Тогда давайте посмотрим, чему эта книга может научить. Она учит лжи, представляя невидимого Бога видимым образом. Слова католиков о том, что они используют изображения, чтобы помнить о Боге, то же самое, что для женщины сказать, что она водиться с другим мужчиной, чтобы помнить о своём муже» - /Томас Ватсон/.
«Личность – это, прежде всего живой человек из плоти и крови. Потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него» - /С.Л. Рубинштейн).
Свойственная человеку фантазия превратила святые мощи, изображения и статуи в предметы культа; пред ними ставили свечи и курили фимиам, повергались ниц, целовали их, украшали цветами и надеялись на их чудотворную силу. Пресвятые отцы и советы церквей не раз объясняли, что образ является не божеством, а лишь напоминаем о Нём. Но люди не старались вникнуть в суть такого различия» - /The Age of Faith/.
Почему поклонение иконам - идолам, а разновидностью идола или кумира и является икона или статуя, запрещалось декалогом или десятисловным Законом Божиим. Потому что, поклоняясь идолу или кумиру, человек не может возрастать духовно. Библия учит, что естество человека состоит из духа, души и тела. Наш дух может развиваться, насыщаться и возрастать только в общении с Духом Святым: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии" /Рим. 8.16/. Когда же человек от общения духовного с безграничным Богом переходит к религиозному общению с ограниченным материальным предметом, будь-то идол язычников или икона, то дух не возрастает, безграничный Бог в представлении человека постепенно ограничивается этим идолом. Сатане очень выгодно было побудить человека именно к такой форме поклонения. В глубокой древности люди встали на путь идолопоклонства. Людей привлекал этот путь, т.к. он не требует напряжения духа и ума. Гораздо легче поклоняться видимому образу, приписывая ему свойства всемогущего божества.
Сегодня многие из тех, кто почитает иконы, тоже скажут, что они молятся не иконе, а Богу. Возможно, они станут утверждать, что молиться перед иконой не только можно, но необходимо. Может быть, вы думаете так же. Но вопрос в том, что думает об этом Бог? А что если верующие молятся именно иконе? Не таится ли в этом опасность? Возможно, вы искренне убеждены, что молиться Богу с помощью икон правильно. Вы, может быть, думаете, что иконы сближают вас с невидимым слушателем молитв, который кажется безликим и абстрактным. Но вправе ли мы самостоятельно решать, как обращаться к Богу? Разве мнение Бога не самое авторитетное при решении вопроса, что приемлемо, а что нет? Иисус объяснил точку зрения Бога на этот вопрос, сказав: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только чрез Меня» - /Ин.14.6/. Одни эти слова уже показывают, что иконы или другие предметы культа неприемлемы для Бога. Да, чтить Бога нужно особым, приемлемым для Него образом. Каким? В другом, случая Иисус пояснил: «Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» - /Ин.4.23.24/. Можно ли представить Бога, Который «есть дух», в виде чего-то материального? Нет. Какой бы красивой и внушительной ни была икона, она никогда не сравнится со славой Бога. Поэтому созданные людьми образа Бога, никогда не дают верного представления о Нем /Рим.1.22.23/.
Можно ли сказать, что человек чтит Бога «в духе и истине», если он использует при этом рукотворённые изображения? Бог запретил создавать изображения для религиозного культа. Вторая из десяти заповедей гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» - /Исх.20.4, 5/. Священное Писание также призывает: «Убегайте идолослужения»-/1Кор.10.14/. Конечно некоторые скажут, что почитание икон не имеет характера идолопоклонства. Православные христиане, например, часто утверждают, что, молясь перед иконой, становясь перед ней на колени и сопровождая свои молитвы поклонами, они молятся Богу, а не иконе. Один православный священник писал: «Мы относимся к ним (иконам) с уважением, потому что это святыни и потому что мы почитаем тех, кто на них изображён». Но все, же остаётся вопрос: одобряет ли Бог использование икон, даже если человек через них обращается к Нему? Нигде в Библии не поощряется почитание икон. Когда израильтяне сделали литого тельца, якобы для того, чтобы поклоняться Богу. Бог выразил сильный гнев, назвав их вероотступниками - /Исх.32.4-7/. Обращаться к Богу с помощью религиозных изображений – скрытая опасность. «Он (Христос) и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» - /Рим.8.34/. «Не делай себе …никакого изображения» - /Исх./.
«…нет в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж, скорбей и изведавший болезни» - /Ис.53.2-3/. «Его (Бога) невидимые качества: вечная сила и божественная сущность – ясно видны от сотворения мира, потому что они распознаются через то, что созданы - /Рим.1.20/. Удивительный мир природы раскрывает перед нами безграничную мудрость и силу нашего Создателя» - /Пс.104.24; Ис.40.26/.
«Кто из вас был в Форест-Лоуне, - говорит У.Бранхам, - и видел там скульптуру Моисея, сделанную Микеланджело? Когда я вошёл туда в первый раз и увидел его, это было потрясающе. Предание говорит: «Микеланджело потратил почти всю свою жизнь на то, чтобы создать. Мысленно он представил, как-как должен выглядеть Моисей. И он – он хотел его закончить до смерти. И он потратил много-много лет: высекал, обтёсывал здесь и отмывал вот тут, и шлифовал здесь. И, наконец, однажды, когда он его закончил, спустя много лет, он стоял там с тряпкой в руке вот так. Он отошёл назад и взглянул на него; с тех пор как он впервые услышал о Моисее, у него разуме было виденье, что он должен выглядеть именно так. И вот он предстал, его осенило. Он так вдохновился своим изделием, что схватил молоток и ударил его по ноге, и закричал: «Говори, Моисей!» Он думал, что этот Моисей должен заговорить, он был настолько похож на того, которого он себе представлял. И там до сих пор есть изъян на ноге. Эта идеальная статуя, за исключением той зазубрины на ноге, правой ноге. Посмотрите её в Форест-Лоуне, её репродукцию, сразу у двери Моисей Микеланджело, его шедевр, увенчал его жизнь. Что не икона для поклонения по сравнение с теми, которые пишут, что даже автор поверил, что скульптура может говорить. Но оказалось не так».
«Всё дело в отношении. И икона может стать идолом при неправильном к ней отношении. И вообще, всё, что заслоняет истинного Бога, что отвлекает от того, чтобы в нашей жизни Бог был на первом месте, может стать для нас идолом, как в буквальном смысле, так и в переносном. Я сам могу быть таким идолом, в том числе: «Самоистукан был страстями», как говорится в покаянном каноне преп. Андрея Критского. А вообще икона – это только образ, и само греческое слово «икон» значит образ, изображение. Язычники, не знавшие истинного Бога, создавали себе различные изображения и считали, что через них они общаются с разными божествами, которые на самом деле были либо их фантазиями, либо даже олицетворениями сил сомнительного происхождения. Христиане же используют изображения Того, Кто на самом деле пришёл к людям ради их спасения, Кто стал видимым и слышимым для них, и поклоняются не изображению, а Самому Христу, а изображение в данном случае служит лишь напоминанием. Как фото ушедших от нас близких, которые могут нам быть дороги, но от этого идолами они не становятся»- /священник Филипп Парфенов/.
«У всех преступлений и заблуждений есть нечто общее - враждебность ко Христу» - /Баркли/.
«Неужели лучше молится на навозной куче, чем на этой благословенной горе» - /Рабби Исмаил Бен Хосе/ - Лучше молится на навозной куче, чем в храме попадая под влияния идолопоклонство и влияние.
«Идолы каменные, идолы из гранита и мрамора с украшениями из золота продолжали существовать до тех пор, пока не появился оратор Мухаммед, который на очередном состязании паломников, когда каждый возносил своего идола, обратил внимание всех на камень, упавший с неба, и призвал всех поклоняться единому Богу Аллаху. И с тех пор в Мекке нет идолов. Их разбили» - /Ануар Алимжанов/.
Слова Христа, как и всё земное, можно превратить в идола - и поклоняться им, да ещё других понуждать, им поклоняться. Чем менее человек понял слова Христа, тем усиленнее, насильственнее, агрессивно-тупо человек внушает себе, что окружающие прямо-таки обязаны понимать эти слова, а если не поняли, то обречены на вечные муки. Тогда цитаты из Евангелия превращаются в приказы или заклинания. Впрочем, приказы - военные - и суть род заклинаний: обсуждать нельзя, к сердцу близко принимать невозможно, нужно просто точно исполнять. Тысячу раз повторять, чтобы тупые окружающие поняли. Если есть возможность, прибегнуть к «христианскому Слову» - ну, для первого толчка.
Но для того, чтобы обратиться к кому-то из людей, нам ведь не нужно его изображение. Мы же не ставим перед собой портреты тех, кому пишем письма, чтобы изложить получше свои мысли. Поэтому мысль о сосредоточении внимания Таланцев считает глупостью. Также мусульмане аргументируют отсутствие икон у себя следующим образом: никто не знает наверняка, как выглядели святые.
Сегодня в христианской религии довольно прибыльный бизнес - это торговля иконами амулетами и оберегами, которые излечат ото всех недугов, защитят от всех бед, принесут здоровье, успех, любовь. Так ли это? Бизнес, да.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Последний аргумент теории Дарвина - Станислав Вершинин Живя в вывернутом наизнанку мире, мы вынуждены, сидя в клетке, на которой написано: “Homo creates”, наблюдать, как главный бабуин, беснуясь на свободе, гулко стучит в свою грудь и угрожающе рычит.